Живая легенда сцены и экрана, сэр Дерек Джейкоби, рассказывает о начале своей карьеры, о бессмысленности наград и о встрече со своим нынешним мужем Ричардом Клиффордом

Сэр Дерек Джейкоби чувствует себя немного бодрее. После ужасного года, который опустошил индустрию развлечений, дела идут на лад. Блокировка теперь закончилась, площадки вновь открываются, и Дереку не терпится вернуться к нормальной жизни. “Я не могу дождаться, когда пойду в театр, а потом поужинаю с друзьями.  Я не могу ждать”, — говорит отпрыск сцены и экрана. Несмотря на его преклонные годы (ему почти 83 года), ему уже предложили роль в кино, съемки которого состоятся в июле этого года. “Я думаю, что было бы глупо сказать”нет «после всего этого времени, поэтому я думаю, что скажу «да»…».  

Мягко говорящий, очаровательный, с щегольским чувством одежды, Дерек десятилетиями вел себя по-королевски. Он уже приобрел выдающуюся репутацию в театре, прежде чем прославился, сыграв заикающегося, неохотного римского императора в сериале «Я, Клавдий» для Би-би-си в 1976 году.  Несмотря на скудные декорации и низкий бюджет, это был маловероятный хит и держал нацию в восторге. “Почти не снимаясь в телепередачах, я внезапно стал приходить в дома людей два раза в месяц (в сериале)”. Роль и его исполнение подлили ракетного топлива на и без того блестящую карьеру.

“В течение 2 лет после того, как я, Клавдий, снялся в главной роли на Бродвее, это изменило правила игры. Каждый актер хочет иметь несколько таких вершин; но у меня была пара больших (Гамлет, Сирано де Бержерак), но по-настоящему большим был я, Клавдий”.

«Роль и его исполнение подлили ракетного топлива на и без того блестящую карьеру»

На главную роль претендовали такие крупные звезды, как Чарльтон Хестон и Ронни Баркер, и тогда относительно неизвестный актер занимал низкое место в списке претендентов. Однако, изголодавшись по роли, он спродюсировал одно из своих лучших выступлений за кадром «в итальянском ресторане в Шепердс – Буше, когда мне пришлось очаровать американского продюсера (который снимал «Я Клавдий» для Би-би-си). Мы закончили трапезу, и они дали мне роль”. Дерек продолжил играть гамму экранных ролей от средневекового монаха Кадфаэля в одноименном сериале до коллеги мистера Уина в детском фильме «Няня Макфи».

Его работа на сцене, особенно в классических ролях (он сыграл Гамлета более 400 раз, первый раз, когда он еще учился в школе), не менее известна. Его выступления в «Пер Гюнте», «Лире» и «Дяде Ване» стали легендарными. Он был одним из основателей Национального театра (в 1962 году), когда сэр Лоуренс Оливье пригласил его присоединиться к новой труппе. “Эта компания была золотой пылью”, — говорит Дерек. “Лоуренс Оливье руководил мной, и я начал работать с Джоном Гилгудом, Полом Скофилдом, Мэгги Смит, Альбертом Финни и Бобом (Робертом) Стивенсом. Я только что закончил Бирмингемский репертуарный театр и внезапно оказался в компании людей, которые были огромны за пределами театра: кинозвезды и рыцари королевства».

Однако прошло совсем немного времени, прежде чем Дерек получил равное признание, и по мере развития его карьеры последовали награды Bafta, Тони и множество других театральных наград за актерское мастерство – хотя, разговаривая с ним, вы никогда бы этого не узнали: он выглядит неизменно скромным.  “Награды за актерское мастерство-это действительно немного хит-парад; вы понимаете, что я имею в виду? Это в глазах смотрящего. Мне никогда не было легко с критиками, и для кого – то сказать: “Хорошо, ты лучший актер в этом году за эту роль” — ну, я просто нахожу все это немного странным.  Единственное, что хорошо, — это то, что это укрепляет вашу репутацию, и, возможно, вы получите больше работы”.

Две награды, которые действительно много значат для него, — это его рыцарское звание: одна датская, а другая британская. Единственным другим актером, получившим аналогичную награду, был Лоуренс Оливье, “так что я очень горжусь ими”, — говорит он. Британская награда была особенно веселой. “Мне прислали письмо, в котором говорилось, что меня рассматривают для посвящения в рыцари. Хотел бы я такого? Есть маленькая коробочка для галочки “да” и маленькая коробочка для галочки “нет”. Интересно, кто ставит галочку “нет”?” — озорно спрашивает он.

Все это очень далеко от рабочего мира Восточного Лондона, где он вырос. Его отец держал кондитерскую, а мать работала секретаршей в магазине тканей. Дерек был обожаемым единственным ребенком. Будучи учеником начальной школы, Дерек получил стипендию в Кембридже для изучения истории. Среди его современников были театральный режиссер Тревор Нанн и Иэн Маккеллен, которые были влюблены в него: “страсть, которая была необъявленной и безответной”, как говорит Маккеллен.

«Все это очень далеко от рабочего мира Восточного Лондона, где он вырос».

Его выступление Эдуарда II в университете привело к тому, что его пригласили присоединиться к Бирмингемскому репертуарному театру после окончания в 1960 году. И хотя актерская карьера была столь же маловероятна, как полет на Луну для кого-то из его окружения, его родители всегда очень поддерживали его.  “Если ты хочешь это сделать, сынок, сделай это”, — говорил мой папа. Но Шекспир был намного, намного выше всего, что они знали. Когда я был в «Нэшнл», это ничего не значило; потом, когда я был в «Я Клавдий» (и по телевизору), они могли это видеть, и моя мама могла поговорить со всеми соседями, потому что они знали обо мне. Я многим им обязан”, — говорит Дерек.

Он живет с театральным режиссером Ричардом Клиффордом в Вест-Хэмпстеде, Лондон. Ричард впервые подошел к нему после спектакля, сказав, что он его поклонник. Дереку было за сорок, он жил один, а Ричард был на семнадцать лет моложе его. Они вместе уже более сорока трех лет. Их разница в возрасте “до сих пор не была проблемой”.  Секрет их успешных отношений в том, говорит Дерек, что “мы друзья. У нас есть подарки, которые мы можем подарить друг другу”.  Хотели ли они когда-нибудь усыновить или завести суррогатных детей? «Нет. Мне нравятся чужие дети, и у меня есть несколько крестных детей, но нет, я не хотел детей. В конце дня мне нравится складывать их в шкаф…подальше”, — говорит он.  Они заключили гражданское партнерство в 2007 году и поженились три года назад, в день 80-летия Дерека.

Они провели большую часть времени за чтением (где Раки поют Делию Оуэнс, «Наполеон» Адама Замойского и «Мистер Кадмус» Питера Экройда были любимыми), садоводством и прогулками со своим любимым ирландским терьером Дейзи. “Она заставляет людей улыбаться, у нее прекрасный характер. И они размером с собачку; они не маленькие и не огромные, они как раз подходящего размера”, — говорит он.

Неизбежно, несмотря на трудные времена, Дерека время от времени приглашали на роль. В условиях изоляции он был рассказчиком в экранизированной театральной постановке «Ромео и Джульетта», а также рассказывал аудиокнигу биографии капитана сэра Тома Мура. “У нас есть дом во Франции, и некоторые записи включали сидение в шкафу с пуховыми одеялами”. Вернувшись домой, в Уэст-Хэмпстед, все стало проще. “Моя вторая половина очень ловко оборудовала студию звукозаписи в конце сада—это очень хорошо. Нет необходимости в такси или метро. Я просто иду в конец сада».

Тогда жизнь, как правило, хороша. Однако не все шло гладко. В 2014 году у него был рак прострации (сейчас у него ремиссия), а затем, позже в том же году, неудачное падение во время отпуска на Мальдивах. “Я порвал (сухожилия в обоих) коленях. Когда я это сделал, я подумал, что это паралич, это инвалидное кресло”. Ему пришлось провести восемь недель в больнице, но “к счастью, я полностью выздоровел”. И Ричард, конечно, был там, чтобы помочь ему. “Я нахожу, что чем старше я становлюсь, тем больше я в каком-то смысле полагаюсь на него. Я поднимаюсь на 83, так что маленькие кусочки отпадают.. Я посвятил январь (2021) техническому обслуживанию.. моя спина, зубы, глаза… все это продолжается”. Не то чтобы Дерек позволял старости слишком сильно замедлять его.

До блокировки он работал над Последним танго в Галифаксе, сериалом Салли Уэйнрайт на Би-би-си, который завершил свой пятый показ в начале 2020 года. Дерек играет терпеливого, порядочного Алана Баттершоу, который женится на своей возлюбленной детства, довольно властной Селии, которую играет Энн Рид.  Рабочий класс “Алан”, задействованный в роли Дерека, которую он обычно не играл.

“Какая бы актерская репутация у меня ни была, это довольно шикарный классический театр, костюмы и множество париков”, — говорит он. “Но прекрасный кастинг-директор (из «Последнего танго в Галифаксе») сказал, что давайте дадим Дереку что-нибудь обычное. И это, по сути, мое прошлое: обычный Восточный Лондон. Было довольно мило изобразить персонажа Джо Блоггса». Изначально шоу было о любви в любом возрасте, и оно оказалось огромным хитом. Один критик подытожил это как “триумф против эйджизма телевидения” – к большому удовольствию Дерека. “Слава богу, я не чувствую своего возраста. (Индустрия развлечений) — это одна из профессий, которую, если все работает, вы можете продолжать”.

«Слава богу, я не чувствую своего возраста».

Настолько, что Дерек и Энн в итоге записали вместе дебютный альбом:  Ты-Лучшее, Что Когда-либо Случалось со Мной, сборник дуэтов из Великого Американского песенника.  “Энн занимается кабаре здесь и делала это в Америке, и был один эпизод (в Последнем танго), где я пел ей серенаду. Она сказала: «Я не знала, что ты умеешь петь». Давайте сделаем запись! Так мы и сделали. И мне это понравилось, мне просто понравилось”, — говорит он.

Так неужели он никогда не устает от мира работы? “Я слышал фразу, очевидно, использованную Клинтом Иствудом (когда он был режиссером), когда его спросили, как он справлялся со старостью и всеми тяготами киностудии. Очевидно, Иствуд сказал: “Я не впускаю старика”, и это мой девиз», — говорит Дерек. И, без сомнения, так оно и есть.

 4,605 Статью уже прочитали

Отправить другу :

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии