«Случайная встреча, которая меняет всё: разговор с Алесей Кузнецовой»

Иногда случайная встреча может перевернуть всю жизнь. Писательница Алеся Кузнецова знает это не понаслышке. В её книгах героини идут сквозь боль и сомнения, совершают выбор не на показ, а ради себя. Романы Алеси становятся бестселлерами, находят отклик у читательниц в России, Беларуси и далеко за их пределами. В её историях танец становится языком судьбы («Русский пасодобль»), любовь — спасением от страха («Когда трещит лёд»), а память — дорогой домой («Девушка в чёрной тунике»). Каждый сюжет наполнен эмоцией и открывающимися со временем тайнами; она умело миксует жанры, переплетая любовную линию то с детективом, то с психологической драмой, а иногда приправляя историю щепоткой мистики. Её герои — неидеальны и именно поэтому близки; они тоже могут ошибаться, но всегда находят в себе внутреннюю силу, которая помогает подняться и вдохновляет читателей. 

Сегодня в гостях журнала — Алеся Кузнецова, автор романов, отмеченных Национальной премией Беларуси, любимых читательницами в России и уже выходящих одновременно в двух странах и двух издательствах. Мы поговорили с ней о вдохновении, внутренней свободе и о том, почему простые истории трогают сильнее всего.

— Алеся, ваши книги читают в разных странах, и каждая история отзывается у читательниц очень лично. Но вы не всегда были писателем. С чего всё началось? Помните момент, когда поняли: вот оно — я пишу свою первую историю?

— Всё началось в момент, когда мир словно поставили на паузу. Наступила пандемия, привычная жизнь остановилась. Только представьте: я — музыкальный продюсер, директор одной из самых популярных мужских вокальных групп Беларуси. Мы только что вернулись с международных гастролей, каждый день был расписан по минутам, ритм жизни — бешеный… и вдруг — тишина. Концерты отменены, планы рассыпались, и впервые за двадцать лет появилось свободное время.

Я всегда много читала — в поездках, дома, в редкие минуты отдыха. Но в тот момент поняла: мне не хватает истории, которую я хотела бы прочитать именно сейчас. Истории, где герои живые, настоящие, в которых можно поверить и за которых можно по-настоящему переживать. И я вдруг подумала: а почему бы не написать её самой?

Я вспомнила, что по первому образованию журналист. Когда-то не могла прожить и дня без строчки… А потом не писала долгих двадцать лет. Но слова никуда не делись. Они ждали своего часа — как родник под землёй, набирающий силу, чтобы однажды вырваться наружу.

Я начала вставать в пять утра, когда дом ещё спит, заваривала кофе, садилась у окна и смотрела, как за стеклом медленно ложатся на землю хлопья снега. Открывала ноутбук, включала лекции школы писателя и писала первые главы своей первой книги — «Когда трещит лёд». Тогда я думала, что это просто хобби, и мой роман никто и никогда не прочтёт…

— Роман «Когда трещит лёд» многократно становился бестселлером, был хитом продаж на ЛитРес, вошёл в шорт-лист российского литературного конкурса «Любовь между строк» в номинации «Лучший современный любовный роман», отмечен Национальной премией Беларуси. Книга издана в Минске, затем — в Москве в издательстве «Эксмо», её презентации собирали полные залы в разных городах, а сейчас роман читают в Беларуси, России, а совсем недавно он появился и в русских магазинах США, Канады, Европы и Казахстана. Действительно, хорошее хобби! Вы тогда могли представить, что всё получится вот так?

— Вот и не верь после этого в чудеса! (улыбается) Я до сих пор иногда спрашиваю себя: «Это правда происходит со мной?» Я писала этот роман только для себя, по зову сердца. Мне хотелось честной, искренней истории — о страхах, которые мы прячем глубоко внутри, о любви, которая приходит тогда, когда её совсем не ждёшь, и о том, что мы гораздо сильнее, чем думаем. Я написала эту книгу всего за три месяца. А потом в мою жизнь вернулись концерты, гастроли, привычный ритм — и роман остался лежать «в столе».

Спустя год или два я случайно разговорилась с российским книжным продюсером Марией Райдер и, почти шутя, призналась: «А я тоже иногда что-то пишу…» Мария попросила прислать текст. Но я не рискнула сразу отправить роман — это показалось слишком смелым — и решила начать с рассказа «Мудрый». Ответ Марии меня буквально ошеломил: она не только рекомендовала опубликовать рассказ, но и посоветовала подать его на конкурс. Я послушалась, разместила рассказ на платформе и отправила на конкурс «Книготерапия» — и он сразу попал в лонг-лист.

Мария была так же удивлена, как и я. Она сказала: «Так не бывает — с первой попытки и сразу в лонг-лист!» А я тогда улыбнулась и честно призналась: «А у меня ещё роман есть…»

И вот тогда я выложила «Когда трещит лёд». Помню, это было уже почти за полночь. Я зашла в писательский чат и написала: «Друзья, я только что опубликовала свой первый роман, буду рада вашей поддержке». И почти сразу получила ответ от одной из участниц: «Обложка и аннотация понравились, поставила звёзды, но читать не буду — времени совсем нет, сама пишу». А утром от неё же пришло новое сообщение: «Не смогла оторваться! Купила и читала до самого утра!»

Вот тогда всё и началось. Я стала получать сотни сообщений от женщин из разных стран. Они писали, что узнали себя в моей героине, что книга помогла им поверить в себя и что она стала для них настоящей поддержкой.

В тотмомент я поняла: это уже не просто хобби. Это моё дело, мой путь. Теперь у меня два любимых дела — и, наверное, именно в этом и есть счастье: находить себя там, где раньше даже не думала искать.

— После успеха «Когда трещит лёд» многие ждали продолжения в том же стиле, но вы удивили читателей и написали «Русский пасодобль» — книгу совершенно другого ритма и настроения. Откуда пришла эта история и с таким необычным названием? 

— Меня всегда вдохновляют люди. Самое интересное в этом мире для меня — судьбы и характеры. Стиль и ритм книги всегда диктуют сами герои. В моём первом романе появляется второстепенная героиня — испанка с русскими корнями Эстер. Яркая, темпераментная, но умеющая владеть своими эмоциями. Она хранит в семье дневники своей прапрабабушки, княжны Анны Горчаковой, и особую семейную реликвию — рубиновое украшение, которое ей надели в детстве со словами: «Сила льва, смелость орла, мудрость змеи…» Эти слова стали для неё внутренним девизом. 

Эстер оказалась настолько живой и харизматичной, что читательницы начали писать мне: «Что с ней будет дальше?» Они строили свои версии, пытались угадать, как связаны судьбы Эстер и московского бизнесмена Андрея Авакумова, с которым она столкнулась в борьбе за полуразрушенную усадьбу Горчаковых под Ярославлем. Эти письма были трогательными и вдохновляющими — я понимала, как ждут эту историю. Работая над «Русским пасодоблем», я погрузилась в мир старинных русских усадеб, открыла для себя историю Мологи — настоящей русской Атлантиды, ушедшей под воду при строительстве Рыбинского водохранилища. Я изучала Ярославское восстание, окуналась в атмосферу дворянских балов, преданности и предательства… И вдруг поняла: все эти истории удивительно перекликаются с нашим временем. Мы тоже каждый день сражаемся за своё место в мире. 

В романе события начинаются в начале двадцатого столетия, а завершается в современные дни, когда герои находят ответы на загадки и тайны, связанные с прошлым своих семей. Мне хотелось, чтобы каждая женщина, читая этот роман, почувствовала: в нас всегда есть эта сила — быть собой, не бояться идти вперёд и даже в самой сложной ситуации превращать страх в новые возможности.

Мне нравилось через слова показывать силу движений, взглядов, действий. Пасодобль — это дуэль, вызов, страсть и жажда победы. Именно таким получился этот роман — стремительным, темпераментным, полным внутренней борьбы и силы. Ритм книги диктует сам танец. 

И прямо сейчас тот удивительный момент, когда книга «Русский пасодобль», которая уже собрала много положительных отзывов, наконец выходит на российский рынок в печатном виде. 

 Это действительно волнительный момент для меня, как для автора. «Русский пасодобль» выходит в России в издательстве «Эксмо» и это крупнейшее российское издательство открыло под мои книги отдельную серию, которая так и называется: «Встреча, изменившая жизнь. Любовные романы Алеси Кузнецовой». Это огромная честь и вдохновение для меня. И, конечно, это значит, что впереди будут и новые романы, которые я уже пишу специально для этой серии.

«Издательство «Эксмо»

Серия книг объединена общей тематикой или и общим сюжетом? Я

— Серия объединена одной идеей: случайная встреча может изменить не только судьбу героев, но и запустить целую цепочку событий, в которых меняются и сами герои. Каждый мой роман можно читать как самостоятельную, завершённую историю. Но для тех, кто остаётся со мной и читает все книги, есть особая магия: на страницах новых романов рождаются продолжения, появляются уже знакомые персонажи, открываются новые грани их характеров и неожиданные повороты их судеб.

Мне очень нравится этот эффект — как в жизни: что-то важное мы понимаем не сразу, а спустя время, когда всплывают детали, подсказки и связи. В книгах это тоже работает: иногда читатель возвращается к первой истории уже с другим взглядом и видит то, что раньше было лишь лёгким намёком. Мне хочется, чтобы каждая моя книга была не только эмоцией, но и открытием.

— Бывают ли случаи, когда идеи для книг или сюжетных поворотов приходят в самых неожиданных местах?

— О да! Иногда вдохновение настигает совершенно внезапно и в самых неожиданных обстоятельствах. Например, нас с мужем пригласили на концерт Президентского оркестра, в программе звучали латиноамериканские ритмы. Я тогда как раз дописывала «Русский пасодобль» и очень сомневалась, идти или нет — ведь рукопись уже ждали в издательстве, и у меня был буквально каждый день на счету. Но всё-таки пошла.
Свет в зале гаснет, оркестр идёт по проходу, звучит бешеная по энергетике музыка, дирижёр пританцовывает, на сцене мелькает шелк алой юбки… и вдруг прямо там, в зале, у меня рождается кульминационная сцена романа! Чтобы не потерять мысль, я тихонько сползаю под кресло, открываю в телефоне свою папку «Фактура для книг» и судорожно записываю целую главу. Мой муж был в лёгком шоке — мы сидели в первых рядах партера, а я спряталась и строчу! Но вдохновение не выбирает место и время.

А однажды меня пригласили на совещание по подготовке большого фестиваля в город, рядом с которым жили мои предки. Я сидела в президиуме, слушала выступления коллег и время от времени поглядывала в окно — там серебрилось озеро, в камышах плавали утки. И меня накрыло тёплым воспоминанием: в детстве мне рассказывали, что мой прадед заложил вишнёвую аллею у дома. И вот прямо в этот момент я вижу перед глазами сцену: герои моего романа — Эстер и Андрей — забыв о прежних разногласиях, вместе сажают вишнёвый сад в своём поместье. Этот образ был настолько ярким и живым, что я на мгновение забыла, где нахожусь. На меня смотрели десятки людей, но я уже мысленно была в сцене романа. И, чтобы не потерять это ощущение, прямо на распечатанных материалах совещания я начала записывать будущий фрагмент.

А сюжет «Медали благородных» родился в музее Национального олимпийского комитета Беларуси. Мы были на экскурсии, и я буквально застыла у стенда, где рассказывалась история о том, как легендарный борец Александр Медведь получил редчайшую международную награду «Fair Play» — за благородство и дух честной игры. В голове сразу сложилась цепочка событий, и вскоре я уже писала роман. А ещё меня консультировали две потрясающие спортсменки — олимпийские призёры Ксения Санкович и Любовь Черкашина. Мы встречались в кафе, и я прямо просила их показать какие-то бытовые мелочи: как сидит гимнастка, когда задумалась, или какие жесты для них характерны в повседневной жизни. Люба даже сняла туфли и показывала мне характерные для гимнасток в быту движения и позы, а иногда начинала жонглировать ручкой, словно это гимнастический снаряд. Это такие маленькие, но невероятно ценные моменты, которые потом оживают в тексте и делают историю настоящей.

— Ваши героини — успешные женщины, у многих из них есть дети, и при этом они успевают буквально всё: управляют проектами, открывают в себе новые таланты, начинают жизнь с чистого листа. У вас самой трое почти взрослых сыновей, вы руководите продюсерским центром… так и напрашивается вопрос: а в ваших персонажах есть что-то от вас? 

— Я думаю, в каждом герое есть маленькая частичка автора. Иногда это проявляется в словах или привычках, иногда — в эмоциях, внутренних сомнениях или силе, которую человек находит в себе в самый неожиданный момент. Писать романы для меня — это не только творчество, но и своеобразная терапия. Когда ты проживаешь вместе с героями их путь, вместе с ними боишься, рискуешь, совершаешь ошибки и находишь выход — ты начинаешь лучше понимать не только их, но и себя. 

У писателей есть одно маленькое преимущество. В жизни мы часто сталкиваемся с несправедливостью, чьей-то грубостью, но воспитание не позволяет реагировать резко. Зато на страницах книги можно позволить себе трансформировать этот негатив в творческую энергию: выплеснуть эмоции через сюжет, подарить отрицательному герою черту или фразу обидчика, но все равно делая так, чтобы даже сам «герой» себя не узнал в этом тексте. И это удивительное ощущение — когда негатив превращается во что-то созидательное. 

Современные женщины часто вынуждены в жизни сочетать в себе настоящую многозадачность. И что самое удивительное — мы ведь отлично справляемся! Мы умеем воспитывать детей, составлять для них графики развивающих занятий, развозить по городу. Опаздывая, умудряемся находить самые короткие маршруты, а застревая в пробке — включаем лекцию по чему-то новому. Мы руководим компаниями, находим нестандартные решения в привычных делах, успеваем оставаться красивыми, любимыми и любящими. А самое главное — всегда находим время на чашечку кофе и неторопливые разговоры с подругами. Или на то, чтобы закрыться одной в комнате и, слушая дождь за окном, читать новый роман. Например, «Русский пасодобль», «Медаль благородных» или «Девушку в чёрной тунике». Потому что женщины могут всё!

Мне часто пишут читательницы: «В ваших книгах я узнала себя» или «Ваши героини говорят словами, которые я сама не могла подобрать». И я всегда отвечаю одно: самые большие перемены начинаются с самого маленького шага. И ещё… я не верю в слово «обычная». Не бывает «обычных» женщин или мужчин. Каждый человек носит в себе целый мир, столько силы, таланта и света — просто иногда мы сами боимся открыть эту дверь. Но стоит лишь приоткрыть её… и начнётся самая удивительная история.

— Как, на ваш взгляд, достичь успеха и при этом остаться человеком?

— Очень важно всегда помнить, ради чего ты делаешь то, что делаешь. Для меня успех — это не цифры, не награды и не громкие слова. Хотя это тоже очень приятно и здорово мотивирует. Но важно всегда задавать себе честные вопросы и искать на них ответы. В жизни всегда действует правило приоритетов. Не верю в фразу «у меня нет времени», хотя до сих пор иногда ловлю себя на ней. Нет времени – это значит в данный момент времени это недостаточно важно для меня. Значит надо просто найти то, на что всегда будет время и заняться тем, что действительно любишь, что вдохновляет и дает дальнейшее развитие.  Потому что я уверена, что мы живем в уникальное время, которое дает просто потрясающие возможности.

— Жить в большом городе или всё-таки в тишине за МКАД?

— Знаете, мои герои часто ищут ответы именно между этими мирами. В первом романе, «Когда трещит лёд», Алекс уезжает в маленький домик в тайге на Байкале, но его история связана и с Барселоной, и с Москвой. Во «Втором» — «Русский пасодобль» — герои ищут себя между Москвой, Барселоной, старинным поместьем под Ярославлем и морским побережьем Малаги. В «Свете за горами» действие снова переносит нас в центр Москвы, на Байкал и в Ярославль. В «Медали благородных» для меня символично сплелись два города — Минск и Москва. А в «Девушке в чёрной тунике» — это уже Москва и уютный, вымышленный городок среди Уральских гор. Сейчас я работаю над шестым романом, «Стамбульский ветер», и там уже появляются Москва, Стамбул, Минск, Новогрудок и Париж. 

Наверное, мой ответ прост: для меня важен баланс. Я люблю большие города — за энергию, движение, вдохновение, встречи. Но так же ценю возможность выйти на террасу, услышать пение птиц и наблюдать, как просыпается солнце. Мы живём в своём доме, где можно поймать это утреннее спокойствие, и при этом дом находится внутри МКАД. Это даёт и ритм, и тишину. И я искренне желаю каждой женщине найти свою «точку силы» — место, куда можно вернуться, где тебя ждут и где всегда спокойно и тепло.

— Что бы вы посоветовали каждой женщине?
—Всегда верить в себя, даже если вокруг сомневаются. Когда перестаете верить – просто почитайте о том, что современники предлагали сжечь все картины Ван Гога, но благодаря вере в его талант одной женщины он уже после смерти стал мировой звездой. Или про то, как смеялись в журналах над молодым никому неизвестным писателем Федором Достоевским, критикуя за излишнюю драматичность и «неформатность». Позже он прошёл ссылку и каторгу. Но он верил в себя и внутреннюю правду и поэтому стал великим писателем. Когда перестаёте верить в себя или кто-то вам говорит, что ваша идея «не зайдет » — вспомните, что Джоан Роулинг получила 12 отказов от издательств и уже почти отчаялась. А потом её рукопись всё-таки приняли в крошечном издательстве — и Гарри Поттер стал одним из самых продаваемых бестселлеров мира. Поэтому всегда верьте в себя и свою мечту! Ведь мечты существуют для того, чтобы их исполнять! 
Не ждите идеального момента, а делайтемаленькие шаги уже сегодня. И всегда находите время для книги и чашечки кофе. Именно в эти моменты рождаются самые светлые мысли и самые смелые мечты. Каждая женщина заслуживает собственной истории со счастливым финалом. Главное — начать её создавать… хотя бы с первогошага!

 11,738 Статью уже прочитали

Отправить другу :

Подписаться
Уведомить о
guest


0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии