Сэр Дерек Джейкоби чувствует себя немного бодрее. После ужасного года, который опустошил индустрию развлечений, дела идут на лад. Блокировка теперь закончилась, площадки вновь открываются, и Дереку не терпится вернуться к нормальной жизни. “Я не могу дождаться, когда пойду в театр, а потом поужинаю с друзьями. Я не могу ждать”, — говорит отпрыск сцены и экрана. Несмотря на его преклонные годы (ему почти 83 года), ему уже предложили роль в кино, съемки которого состоятся в июле этого года. “Я думаю, что было бы глупо сказать”нет «после всего этого времени, поэтому я думаю, что скажу «да»…».
Мягко говорящий, очаровательный, с щегольским чувством одежды, Дерек десятилетиями вел себя по-королевски. Он уже приобрел выдающуюся репутацию в театре, прежде чем прославился, сыграв заикающегося, неохотного римского императора в сериале «Я, Клавдий» для Би-би-си в 1976 году. Несмотря на скудные декорации и низкий бюджет, это был маловероятный хит и держал нацию в восторге. “Почти не снимаясь в телепередачах, я внезапно стал приходить в дома людей два раза в месяц (в сериале)”. Роль и его исполнение подлили ракетного топлива на и без того блестящую карьеру.
“В течение 2 лет после того, как я, Клавдий, снялся в главной роли на Бродвее, это изменило правила игры. Каждый актер хочет иметь несколько таких вершин; но у меня была пара больших (Гамлет, Сирано де Бержерак), но по-настоящему большим был я, Клавдий”.
«Роль и его исполнение подлили ракетного топлива на и без того блестящую карьеру»
На главную роль претендовали такие крупные звезды, как Чарльтон Хестон и Ронни Баркер, и тогда относительно неизвестный актер занимал низкое место в списке претендентов. Однако, изголодавшись по роли, он спродюсировал одно из своих лучших выступлений за кадром «в итальянском ресторане в Шепердс – Буше, когда мне пришлось очаровать американского продюсера (который снимал «Я Клавдий» для Би-би-си). Мы закончили трапезу, и они дали мне роль”. Дерек продолжил играть гамму экранных ролей от средневекового монаха Кадфаэля в одноименном сериале до коллеги мистера Уина в детском фильме «Няня Макфи».
Его работа на сцене, особенно в классических ролях (он сыграл Гамлета более 400 раз, первый раз, когда он еще учился в школе), не менее известна. Его выступления в «Пер Гюнте», «Лире» и «Дяде Ване» стали легендарными. Он был одним из основателей Национального театра (в 1962 году), когда сэр Лоуренс Оливье пригласил его присоединиться к новой труппе. “Эта компания была золотой пылью”, — говорит Дерек. “Лоуренс Оливье руководил мной, и я начал работать с Джоном Гилгудом, Полом Скофилдом, Мэгги Смит, Альбертом Финни и Бобом (Робертом) Стивенсом. Я только что закончил Бирмингемский репертуарный театр и внезапно оказался в компании людей, которые были огромны за пределами театра: кинозвезды и рыцари королевства».
Однако прошло совсем немного времени, прежде чем Дерек получил равное признание, и по мере развития его карьеры последовали награды Bafta, Тони и множество других театральных наград за актерское мастерство – хотя, разговаривая с ним, вы никогда бы этого не узнали: он выглядит неизменно скромным. “Награды за актерское мастерство-это действительно немного хит-парад; вы понимаете, что я имею в виду? Это в глазах смотрящего. Мне никогда не было легко с критиками, и для кого – то сказать: “Хорошо, ты лучший актер в этом году за эту роль” — ну, я просто нахожу все это немного странным. Единственное, что хорошо, — это то, что это укрепляет вашу репутацию, и, возможно, вы получите больше работы”.
Две награды, которые действительно много значат для него, — это его рыцарское звание: одна датская, а другая британская. Единственным другим актером, получившим аналогичную награду, был Лоуренс Оливье, “так что я очень горжусь ими”, — говорит он. Британская награда была особенно веселой. “Мне прислали письмо, в котором говорилось, что меня рассматривают для посвящения в рыцари. Хотел бы я такого? Есть маленькая коробочка для галочки “да” и маленькая коробочка для галочки “нет”. Интересно, кто ставит галочку “нет”?” — озорно спрашивает он.
Все это очень далеко от рабочего мира Восточного Лондона, где он вырос. Его отец держал кондитерскую, а мать работала секретаршей в магазине тканей. Дерек был обожаемым единственным ребенком. Будучи учеником начальной школы, Дерек получил стипендию в Кембридже для изучения истории. Среди его современников были театральный режиссер Тревор Нанн и Иэн Маккеллен, которые были влюблены в него: “страсть, которая была необъявленной и безответной”, как говорит Маккеллен.
«Все это очень далеко от рабочего мира Восточного Лондона, где он вырос».
Его выступление Эдуарда II в университете привело к тому, что его пригласили присоединиться к Бирмингемскому репертуарному театру после окончания в 1960 году. И хотя актерская карьера была столь же маловероятна, как полет на Луну для кого-то из его окружения, его родители всегда очень поддерживали его. “Если ты хочешь это сделать, сынок, сделай это”, — говорил мой папа. Но Шекспир был намного, намного выше всего, что они знали. Когда я был в «Нэшнл», это ничего не значило; потом, когда я был в «Я Клавдий» (и по телевизору), они могли это видеть, и моя мама могла поговорить со всеми соседями, потому что они знали обо мне. Я многим им обязан”, — говорит Дерек.
Он живет с театральным режиссером Ричардом Клиффордом в Вест-Хэмпстеде, Лондон. Ричард впервые подошел к нему после спектакля, сказав, что он его поклонник. Дереку было за сорок, он жил один, а Ричард был на семнадцать лет моложе его. Они вместе уже более сорока трех лет. Их разница в возрасте “до сих пор не была проблемой”. Секрет их успешных отношений в том, говорит Дерек, что “мы друзья. У нас есть подарки, которые мы можем подарить друг другу”. Хотели ли они когда-нибудь усыновить или завести суррогатных детей? «Нет. Мне нравятся чужие дети, и у меня есть несколько крестных детей, но нет, я не хотел детей. В конце дня мне нравится складывать их в шкаф…подальше”, — говорит он. Они заключили гражданское партнерство в 2007 году и поженились три года назад, в день 80-летия Дерека.
Они провели большую часть времени за чтением (где Раки поют Делию Оуэнс, «Наполеон» Адама Замойского и «Мистер Кадмус» Питера Экройда были любимыми), садоводством и прогулками со своим любимым ирландским терьером Дейзи. “Она заставляет людей улыбаться, у нее прекрасный характер. И они размером с собачку; они не маленькие и не огромные, они как раз подходящего размера”, — говорит он.
Неизбежно, несмотря на трудные времена, Дерека время от времени приглашали на роль. В условиях изоляции он был рассказчиком в экранизированной театральной постановке «Ромео и Джульетта», а также рассказывал аудиокнигу биографии капитана сэра Тома Мура. “У нас есть дом во Франции, и некоторые записи включали сидение в шкафу с пуховыми одеялами”. Вернувшись домой, в Уэст-Хэмпстед, все стало проще. “Моя вторая половина очень ловко оборудовала студию звукозаписи в конце сада—это очень хорошо. Нет необходимости в такси или метро. Я просто иду в конец сада».
Тогда жизнь, как правило, хороша. Однако не все шло гладко. В 2014 году у него был рак прострации (сейчас у него ремиссия), а затем, позже в том же году, неудачное падение во время отпуска на Мальдивах. “Я порвал (сухожилия в обоих) коленях. Когда я это сделал, я подумал, что это паралич, это инвалидное кресло”. Ему пришлось провести восемь недель в больнице, но “к счастью, я полностью выздоровел”. И Ричард, конечно, был там, чтобы помочь ему. “Я нахожу, что чем старше я становлюсь, тем больше я в каком-то смысле полагаюсь на него. Я поднимаюсь на 83, так что маленькие кусочки отпадают.. Я посвятил январь (2021) техническому обслуживанию.. моя спина, зубы, глаза… все это продолжается”. Не то чтобы Дерек позволял старости слишком сильно замедлять его.
До блокировки он работал над Последним танго в Галифаксе, сериалом Салли Уэйнрайт на Би-би-си, который завершил свой пятый показ в начале 2020 года. Дерек играет терпеливого, порядочного Алана Баттершоу, который женится на своей возлюбленной детства, довольно властной Селии, которую играет Энн Рид. Рабочий класс “Алан”, задействованный в роли Дерека, которую он обычно не играл.
“Какая бы актерская репутация у меня ни была, это довольно шикарный классический театр, костюмы и множество париков”, — говорит он. “Но прекрасный кастинг-директор (из «Последнего танго в Галифаксе») сказал, что давайте дадим Дереку что-нибудь обычное. И это, по сути, мое прошлое: обычный Восточный Лондон. Было довольно мило изобразить персонажа Джо Блоггса». Изначально шоу было о любви в любом возрасте, и оно оказалось огромным хитом. Один критик подытожил это как “триумф против эйджизма телевидения” – к большому удовольствию Дерека. “Слава богу, я не чувствую своего возраста. (Индустрия развлечений) — это одна из профессий, которую, если все работает, вы можете продолжать”.
«Слава богу, я не чувствую своего возраста».
Настолько, что Дерек и Энн в итоге записали вместе дебютный альбом: Ты-Лучшее, Что Когда-либо Случалось со Мной, сборник дуэтов из Великого Американского песенника. “Энн занимается кабаре здесь и делала это в Америке, и был один эпизод (в Последнем танго), где я пел ей серенаду. Она сказала: «Я не знала, что ты умеешь петь». Давайте сделаем запись! Так мы и сделали. И мне это понравилось, мне просто понравилось”, — говорит он.
Так неужели он никогда не устает от мира работы? “Я слышал фразу, очевидно, использованную Клинтом Иствудом (когда он был режиссером), когда его спросили, как он справлялся со старостью и всеми тяготами киностудии. Очевидно, Иствуд сказал: “Я не впускаю старика”, и это мой девиз», — говорит Дерек. И, без сомнения, так оно и есть.
4,589 Статью уже прочитали